Радиолюбительская технология


Аккумуляторы: Академия для неинженеров - часть 5


Как часто в самый неподходящий момент аккумулятор отказывается работать! И одно дело, когда он просто исчерпал запас энергии (здесь все ясно - надо заряжать), и совершенно другое - когда аккумулятор просто … умер. Но ничего не бывает вдруг. Ищите причины и анализируйте свои действия.

К неисправностям, устранить которые невозможно ни полным зарядом, ни последовательными циклами заряда и разряда (различной глубины), относятся: высокое внутреннее сопротивление аккумулятора, повышенный саморазряд, электрическое короткое замыкание одного или нескольких элементов аккумулятора, потеря электролита, окисление, коррозия и другие необратимые химические процессы. Первые три вида легко диагностируются, причем тестирование может быть выполнено на качественном уровне рядовым потребителем, обладающим знаниями в объеме средней школы. Коротко напомню (материалы, приведенные ниже и выделенные курсивом - результаты моих собственных наблюдений и не являются предметом рассматриваемой книги).

Высокое внутреннее сопротивление (подробно рассматривается в разделе 2) проявляется в резком уменьшении напряжения, выдаваемого аккумулятором в момент импульсной нагрузки, например в момент активизации режима передачи в сотовых телефонах и радиостанциях. Внешне это выглядит так: индикатор заряда аккумулятора показывает полный или достаточный для работы уровень заряда, но в момент передачи (разговора) телефон самопроизвольно выключается. После повторного включения индикатор уровня заряда показывает примерно то же, что и до выключения.

Саморазряд в большей или меньшей степени присущ любому типу аккумулятора (максимален у NiCd и минимален у Li-ion). Но всегда можно отследить изменения продолжительности работы полностью заряженного аккумулятора. Например, если когда-то ваш новый, полностью заряженный аккумулятор работал сутки, а сейчас индикатор заряда на нуле уже после 6 часов работы в обычном режиме, то причина, как правило, в повышенном саморазряде. Аккумулятор “прохудился”.

Короткое замыкание внутренних элементов аккумулятора легко может быть проверено обычным вольтметром (мультиметром).


Начало  Назад  Вперед