Радиолюбителю. - Полезные схемы 1


ДАТЧИКИ ДЛЯ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ - часть 2


Этот датчик рассчитан на работу в диапазоне температур ±60 °С и приклеивается к стеклу клеем или прижимается металлической пластиной к корпусу автомобиля или гаража (рис. 3.29).

Питание схемы может быть от 5 до 15 В, а чувствительность устанавливается резистором R8 при настройке. При срабатывании сигнализатора на выходе схемы появляется кратковременно нулевой уровень. Устройство можно подключить непосредственно к схеме охраны (например приведенной на рис. 3.10).

На автомобилях для предотвращения снятия колес часто применяют датчики механических колебаний корпуса. Такой датчик несложно изготовить из пружинящей металлической пластины с закреплением на одном

3-29.jpg

Рис. 3.28. Усилитель к пьезодатчику

3-30.jpg

Рис. 3.29. Вид крепления датчика

конце груза (см. рис. 3.30), но он обладает низкой надежностью и требует частой механической подстройки чувствительности из-за разбалтывания, а также изменения погодных условий.

Чувствительность такого датчика зависит от неровности поверхности земли на месте стоянки, что нередко приводит к ложным срабатываниям или неконтролируемому снижению чувствительности.

3-31.jpg

Рис. 3.31. Усилитель к электромагнитному датчику

3-32.jpg

Рис. 3.30. Датчик механических колебании

Всех этих недостатков лишена схема с электромагнитным датчиком (рис. 3.31). В качестве чувствительного к колебаниям датчика можно использовать малогабаритный миллиамперметр (например от бытовой радиоаппаратуры, М4370 и многие другие), доработав его в соответствии с рис. 3.32. Для этого корпус измерительного прибора вскрывается и на конце стрелки закрепляется небольшой грузик (можно взять кусочек трубчатого припоя с внутренней канифолью). Канифоль удаляется иголкой, а в полученное отверстие вставляется конец стрелки и обжимается плоскогубцами.

При выборе миллиамперметра неважно, где у него начальное положение стрелки, — под действием веса груза она займет среднее положение при соответствующей ориентации самого прибора.

3-33.jpg

Рис. 3.32 Конструкция электромагнитного датчика механических колебании

Чувствительность электромагнитного датчика колебаний не зависит от неровности места, и он может срабатывать даже от легкого прикосновения к машине, а его чувствительность легко изменить резистором R5 типа СП5-2В (так, во время дождя она должна быть снижена для исключения ложных срабатываний).

Для удобства эксплуатации лучше применить два резистора R5 и тумблером переключать их на заранее установленные чувствительности. Схему усилителя к дагчику лучше располагать вблизи от датчика.

Для охраны темного подвала или погреба можно использовать датчик света (рис. 3.33). Он позволит обнаружить проникновение туда постороннего, который све^орл яавэрчяка воспользуется.

3-34.jpg

Рис. 3.33. Датчик- освещения

Резисторы, отмеченные на схемах "*", требуется подбирать при регулировке.




Начало  Назад  



Книжный магазин