Проектирование радиотехнических устройств в Micro-CAP V


Зависимые функциональные источники сигналов


В связи с тем, что в описании атрибутов нелинейных зависимых источников п. 3.2. нельзя использовать параметры компонентов схемы и математические функции, то для получения сложных функциональных зависимостей в MC5 используются управляемые (зависимые) функциональные источники сигналов - группа Function source в подменю Analog Primitives меню Components. В MC5 имеются шесть таких источников, выходной параметр которых задается функциональными зависимостями во временной области. Имена этих источников начинаются с буквы N. Они используются при всех видах анализа. Два из них можно определять алгебраическими выражениями с использованием всех переменных и математических функций, допустимых в MC5 (см. п. 5 настоящего пособия). Это зависимый источник напряжения NFV, УГО которого приведено на Рис 3.9., и зависимый источник тока NFI, УГО которого приведено на Рис. 3.10.

Рис. 3.9 УГО источника напряжения

Рис. 3.10 УГО источника тока

Эти источники представляются с помощью двух атрибутов. Атрибут PART определяет название источника и его позиционное обозначение. Оно типичное, буквенно – цифровое. В атрибуте VALUE определяется функциональная зависимость алгебраическим выражением. Рассмотрим два примера.

1. Пусть источник напряжения представляет собой сумму постоянной составляющей и трех гармонических составляющих, амплитуды которых определяются напряжениями в соответствующих узлах схемы. Тогда атрибуты такого источника имеют вид:

PART=E1 (см. Рис 3.9, а можно и PART=GEN3);

VALUE=3.0+V(3,0)*sin(2*PI*1E6*T)+V(4,0)*sin(2*PI*2*1E6*T+30)+ V(5,0)*sin(2*PI*4*1E6*T+60);

2. Пусть источник тока отображает функциональную зависимость тока анода в триоде. Тогда атрибуты такого источника имеют вид (см. учебный файл TRIODE.CIR) : PART=G1 (см. Рис. 3.10);

VALUE=-K*POW[[V(Plate)-V(Cathode)+Mu*(V(Grid)-V(Cathode)],1.5].

В MC5 имеются еще 4 зависимых источника: NTVofI; NTVofI; NTIofI и NTVofV. Имена их очевидны. Они имеют два атрибута: PART и TABLE (см. [4]). В учебном процессе их использование затруднено из-за необходимости набивать таблицы параметров и отсутствия наглядности.




Начало  Назад  Вперед