РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕМЕХАНИКА

         

Эпюры импульсных напряжений в электронном блоке рулевой машинки


При положительном разностном сигнале открывается транзистор VT4, че­рез него начинает разряжаться конденсатор С8, в результате чего на базе каж­дого ив транзисторов VT5 и VT6 (точка б) появится пилообразное напряжение. Это напряжение усиливается транзисторами VT6, VT8 симметричного усилителя постоянного тока и подается на базу транзистора VT10, работающего в ключе­вом режиме. В результате этого на обмотках электродвигателя появится им­пульсное напряжение, длительность импульсов которого тем больше, чем силь­нее рассогласование длительностей импульсов в точке а. Электродвигатель на­чинает вращаться и через редуктор вращает ось переменного резистора обрат­ной связи.

Это продолжается до тех пор, пока длительности импульсов ждущего муль­тивибратора и канального не сравняются и электродвигатель обесточится. Ры­чаг рулевой машинки займет новое положение, пропорциональное изменению длительности канального импульса, т. е. произойдет автоматическое отслежива­ние изменения положения рычага управления командодатчика.

Как только на эмиттер транзистора VII с выхода В1 усилителя-формирова­теля поступит первый отрицательный импульс сброса, статический триггер воз­вратится в исходное состояние. Канальные импульсы перестанут поступать на кгскад сравнения (точка а), дифференцирующая цепь С2, R8 сформирует корот­кий положительный импульс, совпадающий по времени с окончанием первого канального, и он поступает на электронный блок рулевой машинки следующего (второго) канала, в котором повторится весь процесс, протекавший в электрон­ном блоке рулевой машинки первого канала. При поступлении с выхода усили­теля-формирователя второго, третьего и четвертого импульсов сброса триггеры сдвигового регистра последовательно переходят в режим насыщения, а затем устанавливаются в исходное состояние. Если за время передачи одной серии ка­нальных импульсов произошло нарушение работы дешифратора (сбой), то пя­тым импульсом, который по времени совпадает с началом синхроимпульса, де­шифратор устанавливается в исходное состояние (обнуляется).
При приеме по­ следующих серий канальных импульсов цикл работы электронных блоков руле­вых машинок повторяется.

Для повышения устойчивости работы электронного блока рулевой машинки в него введена отрицательная обратная связь (цепь R22, С7, R1), предусмотрен фильтр в цепи питания триггера и ждущего мультивибратора (R10, C6). Само­возбуждению выходной ступени на высоких частотах препятствуют конденсато­ры С9 и СЮ.

Поясним, как подключают электронные блоки рулевых машинок к выходам 1 и 2 усилителя-формирователя. Выход 1 — общий для всех электронных блоков, к нему подключают входы 1. Выход 2 усилителя-формирователя соединяют со входом 2 первого электронного блока. Выход 3 первого электронного блока под­ключают ко входу 2 второго; выход 3 второго соединяют со входом 2 третьего и т. д. Для питания всех электронных блоков используют общую батарею с напряжением 4,8 В с отводом от средней точки. Батарея состоит из четырех герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов Д-0,5.

Приемник монтируют вместе с усилителем-формирователем и первым элек­тронным блоком рулевой машинки на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Остальные три электронных блока монтируют на второй пла­те. Монтаж обычно получается очень плотным, Многие детали, особенно резисторы, монтируют перпендикулярно плоскости платы, изогнув Г-образно второй вывод.

Катушки LI — L4 приемника (см. схему рис. 60) наматывают на одинаковых каркасах диаметром 6 мм с подстроечниками из карбонильного железа или фер­рита (№ 2 М4ХН.5). Провод ПЭВ-1 0,41. В контурах усилителя ПЧ использу­ют после соответствующей переделки контуры ПЧ от приемника «Сокол», про» вод ПЭВ-1 0,16. Намоточные данные катушек приведены в табл. 2.


Содержание раздела