РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕМЕХАНИКА

         

Эпюры напряжений в одновибраторе


Резистор R12 и конденсатор С1 образуют фильтр в цепи питания однови­братора, необходимый для развязывания цепей питания одновибраторов, так «как при работе рулевых машинок перепады тока, а значит, и колебания напря­жения питания — значительны. Это приводит к изменению параметров импуль­сов одновибратора и нарушает пропорциональность отклонения рычага пере­датчика и рулевой машинки.

Рис. 51. Эпюры напряжений в точке А

К преимуществам описанного электронного блока по сравнению с аналого­выми следует отнести то, что оконечный усилитель работает в ключевом. режи­ме: открыт или закрыт. Время, в течение которого усилитель находится в закры­том или открытом состоянии, зависит от амплитуды проинтегрированного пило­образного напряжения. Как только разница в длительностях импульсов канала и одновибратора начнет приближаться к нулю, амплитуда пилообразного напря­жения станет минимальной. При этом на электродвигатель поступают импуль­сы малой длительности, и он, замедляясь, доводит руль до нужного положения.

Рассмотренный принцип широко применяют при создании аппаратуры про­порционального управления. Схемные решения отличаются большим разнооб­разием, например, способом запуска одновибратора, включением переменного ре­зистора в механической обратной связи, изменением полярности или усилением входного канального импульса, заменой усилителя на транзисторах VT5, VT6 триггером Шмитта и т. д.

Электронный блок рулевой машинки монтируют на отдельной плате. На ней размещают все элементы, кроме переменного резистора R2 и электродвигателя Ml. Рассмотрим процесс налаживания электронного блока рулевых машинок. Подборкой резисторов R1 и R3 устанавливают максимальный поворот рычага рулевой машинки. При этом удобно пользоваться управляющими сигналами пе­редатчика. Вход электронного блока подключают к дешифратору. Гибкими про­водниками подключают к плате выводы от переменного резистора R2 и электро­двигателя. Включают питание, но средний вывод батарей пока оставляют сво-6.ОДНЫМ.
Рычаг рулевой машинки устанавливают в нейтральное положение. Вре­ менно вместо резистора R4 подключают переменный резистор сопротивлением 47 кОм. На экране осциллографа наблюдают эпюры напряжения в отдельных течках. Они должны соответствовать рис. 50. Затем подключают осциллограф ж точке А и наблюдают форму напряжения, изображенную на рис. 51,а — г. С дешифратора должны поступать импульсы, соответствующие нейтральному по­ложению рычага командодатчика. Длительность этих импульсов — 1,5 мс.

Переменным резистором, включенным вместо R4, устанавливают такое на-яряжение смещения на базе транзистора VT1, чтобы в точке А форма сигнала соответствовала рис. 51,5 или е. Подбирая резисторы R13 или R14, нужно до-биться того, чтобы выброс напряжения наблюдался только в начале и конце ка­нального импульса (рис. 51,яс). Измерив сопротивление переменного резистора, соответствующее этому случаю, впаивают на плату постоянный резистор R4 с. . таким же сопротивлением. Теперь подключают средний, вывод батареи. Двига­тель рулевой машинки должен при этом остаться в нейтральном положении, а яри изменении команды, т. е. при перемещении рычага командоотдатчика передающего устройства, он должен равномерно вращаться. Транзисторы структуры р-n-р в усилителе постоянного тока следует применять с коэффициентом переда-чи тока базы Л21Э>80.

7. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ МОДЕЛИ С ХОДОВЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Большинство авто-и судомоделей приводится в движение электродвига­телями. Развитие модельной техники пропорционального управления позволило-решить задачу реверса ходового электродвигателя и плавное регулирование ча­стоты вращения его вала в обоих направлениях. Плавное регулирование скоро­сти движения дает возможность проводить модель безошибочно по сложным трассам.



Рис. 52. Схема пропорционального управления частотой вращения вала ходового электродвигателя

Рассмотрим один из вариантов пропорционального управления частотой вра­щения ходового электродвигателя.Электронный блок этого своеобразного ме­ханизма преобразует длительность канальных импульсов в частоту вращения ва­ла ходового электродвигателя и обеспечивает его реверсирование. Для управле­ния таким блоком подходят импульсные системы пропорционального многоканаль­ного радиоуправления, у которых длительность канальных импульсов находится в пределах от 1±0,5 до 2 ±0,5 мс. Амплитуда канальных импульсов должна быть 4 — 9 В.




Содержание раздела