РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕМЕХАНИКА

         

Схема селекторного блока


Существовали и более сложные варианты схем для радиолиний с числоим-пульсным принципом подачи команд. Малое быстродействие и непригодность для пилотажных радиоуправляемых моделей — существенные недостатки такой аппаратуры. Однако этот принцип не следует отвергать совсем. Он может быть реализован как составная часть системы управления моделями с большим чис­лом исполнительных механизмов (таковыми могут быть модели военных судов). Числоимпульеный принцип разделения команд лучше использовать так, чтобы каждой команде соответствовало кон­кретное число импульсов в командном сигнале, посланном с передатчика. В этом случае после приема каждой команды селекторный блок на борту модели должен быстро приходить в ис­ходное состояние.

В отличие от предыдущего, устарев­шего варианта радиолинии теперь широ­ко применяют многоканальные радиоли­нии, также имеющие один высокочастот­ный канал связи, но обеспечивающие одновременную передачу ряда команд. В тех случаях, когда модель должна выподнять множество команд, не связанных с движением, выделяют дополнитель­ный числоимпульсный канал. Основные каналы используют для управления дви­жением модели.

На модели корабля можно установить селекторный блок, схема которого показана на рис. 3. Селекторный блок с одноканальным входом работает так, что после подачи на его вход серии командных импульсов тока к нужному выводу контактного поля ШИ автоматически поступает импульс тока для ис­полнения команды, а затем блок переходит в исходное состояние. Селекторным блоком управляют по выбранному каналу радиолинии. Исполнительную цепь выбирает ШИ. На его вход от первичного реле приемника поступают импульсы тока. Ток в обмотку электромагнита ШИ проходит через контакты реле К1.

При первом импульсе конденсатор С1 зарядится через диод VD2. ОднЪвре-менно срабатывает реле К2 и через его контакты и диод VD3, минуя обмотку реле КЗ, зарядится конденсатор С2. В интервалах между командными импуль­сами якорь реле К2 остается притянутым, но после передачи серии импульсов конденсатор С1 разрядится через обмотку реле К2, и оно обесточится.
Сразу же через обмотку реле КЗ и резистор R1 станет разряжаться конденсатор С2. Реле КЗ сработает на очень короткое время (около 1 с), и к остановившейся щетке ШИ кратковременно подключится напряжение бортовой сети (27 В). Так будет подан сигнал для включения автоматики исполнительных механизмов. За­тем произойдет возврат всех элементов селекторного блока в исходное со­стояние.

Для этой цели в момент выдачи импульса исполнения реле К4, сработав, подготавливает цепь включения реле К5. Оно включается при размыкании кон­тактов реле КЗ. В результате через замкнутые контакты реле К1 напряжение оказывается приложенным к обмотке электромагнита ШИ Теперь контакты КС самохода включат реле К1, которое прервет подачу тока в обиотку электромагнита ШИ. Якорь ШИ, вернувшись в исходное положение, разомкнет контак­ты КС, обмотка реле К1 снова обесточится, и цикл начнет повторяться до тех вор. пока щетка IV не сойдет с широкого токосъема. У шагового искателя ШИ необходимо удалить группы II и III контактов вместе со щетками, а также за­менить плоскую возвратную пружину на спиральную. Тогда на работу ШИ не будет влиять снижение напряжения аккумуляторной батареи, питающей бор­товую сеть модели. Если интервалы в серии командных импульсов велики, то нужно увеличить емкость конденсатора ,С1. Ее определяют при налаживании. Ршм К2 и КЗ должны иметь высокую чувствительность (обычно применяют поляризованное реле РП-4). ч

Как уже было сказано, команды передают по нескольким каналам на од­ной несущей частоте; систему радиосвязи в этом случае называют командной многоканальной радиолинией. Многоканальные радиолинии по способу разде­ления каналов на приемной стороне делятся на радиолинии с частотным, вре­менным и кодовым разделением каналов.

Для управления моделями в большинстве случаев применяют радиолинии с частотным разделением каналов. Здесь напряжение несущей частоты передат­чика модулировано вспомогательными, так называемыми поднесущими частота­ми.


Каждому каналу соответствует своя поднесущая частота, которая, в свою очередь, модулируется передаваемым по данному каналу сигналом управления. Команды могут быть как дискретными, так и плавно изменяющимися. Когда аппаратура многоканальной радиолинии предназначена для передачи конкрет­ного числа команд, ее принято называть по их числу, например шестикомандная аппаратура. В приемнике в этом случае после детектора устанавливают ряд се­лективных фильтров, посредством которых модулированные сигналы поднесу­щих частот разделяют по каналам, где они демодулируются. Селективные филь­тры обычно строят на базе LC-фильтров, реже применяют RC-фильтры. В за­рубежной аппаратуре с числом каналов до десяти используют следующие под-несущие частоты: 1080, 1320, 1610, 1970, 2400, 2940, 3580, 4370, 5310, 6500 Гц. В радиолинии с этими поднесущими частотами обычно применяют сверхреге­яеративный приемник. Для восьмиканальной аппаратуры используют поднесу-едие частоты 825, 1110, 1700, 2325, 3000, 3670, 4300, 5700 Гц.

Длительное время в аппаратуре радиоуправления для селекции каналов применялись резонансные реле. Обычно их изготовляли на шесть каналов, но были и десятиканальные. Резонансные реле работают на частотах 200 — 600 Гц. Разница между частотами соседних каналов 20 — 30 Гц. Ширина полосы каж­дого канала находится в пределах 6 — 8 Гц. С применением резонансного реле выпускали аппаратуру РУМ-1. Системы радиоуправления с использованием в приемнике резонансного реле капризны в эксплуатации и нестабильны при изменении температуры. В настоящее время их применяют редко.



Сигналы поднесущих частот в аппаратуре для управления моделями мо­дулируют или по амплитуде, или по частоте. Существуют системы управления, а которых команды различают по признаку разной длительности посылок сиг­налов поднесущих частот. Широкое распространение получила аппаратура, обеспечивающая последовательную передачу команд. В таких командных мно­гоканальных радиолиниях с частотной селекцией сигнала управления число каналов обычно не превышает двенадцати.


Существуют радиолинии для одно­временной передачи двух и более команд. Однако если в радиолинии од­новременно передают команды по четырем-пяти каналам, то избавиться от взаимных помех уже нелегко. Известно, что в многоканальной радиолинии с числом каналов n, когда все сигналы одновременно модулируют сигнал несущей частоты, глубина модуляции от каждого должна составить только 100%/n. Это приводит к уменьшению радиуса действия аппаратуры, к слож­ностям при налаживании и эксплуатации.

Существуют способы - практически одновременной передачи двух команд без снижения глубины модуляции в каждом канале. Это можно обеспечить передачей быстро чередующихся посылок (с частотой 50 — 100 Гц) в двух каналах при одновременном нажатии двух кнопок. Такие системы чаще всего находят применение в авиамодельном спорте. Для судомодельного и авто­модельного спорта можно пользоваться системами с последовательной пере­дачей команд. Кажый вид моделизма предъявляет свои специфические тре­бования к аппаратуре радиоуправления. Делать эту аппаратуру универсальной нерационально.

Рассмотрим вкратце, что следует считать оптимальным применительно к таким видам спорта, как судомоделизм, автомоделизм, авиамоделизм.

На спортивной радиоуправляемой модели корабля1 исполнительными ме­ханизмами служат ходовые электродвигатели, электродвигатели рулевых ма­шинок и разнообразных подруливающих устройств, а также шкотовых , ле­бедок на- моделях яхт. В зависимости от того, для каких состязаний из­готовляется конкретная модель, определяют требования к аппаратуре радио­управления и принципу передачи команд. Большинство спортсменов применяет простые системы радиоуправления. Для скоростных моделей с ходовым элек­тродвигателем пригодна пятикомандная аппаратура с последовательной не­зависимой -передачей команд: «Вперед», «Стоп», «Задний ход», «Лево руля», «Право руля». Для радиоуправляемых моделей парусных яхт и скоростных моделей с ходовым - двигателем внутреннего сгорания может быть применена четырехкомандная аппаратура с последовательной передачей команд.


Для этих же моделей в ряде случаев вполне оправдано применение более сложной мно­гокомандной аппаратуры, обеспечивающей одновременную передачу двух команд, или аппаратуры с одним каналом пропорционального управления рулевым ме­ханизмом и несколькими каналами для разовых команд.

Для плавающих моделей с двигателями внутреннего сгорания применяются системы с двумя каналами пропорционального управления. Для радиоуправ­ления моделью, предназначенной для соревнований по прохождению сложного курса, необходима семикомандная аппаратура с последовательной подачей команд: «Вперед», «Стоп», «Задний ход», «Разворот влево», «Разворот впра­во», «Лево руля», «Право руля». Команды «Разворот влево» или «Разворот вправо» заставляют ходовые винты вращаться в разные стороны в зависи­мости от того, в какую сторону необходимо развернуть модель, или же вклю­чают соответствующие подруливающие устройства. На таких моделях наряду с аппаратурой радиоуправления имеется блок автоматики, управляющий ра­ботой электродвигателей, в частности их реверсом.

На спортивной радиоуправляемой автомодели исполнительными механиз­мами являются один ходовой электродвигатель (реже два) и рулевая машинка (рулевой механизм). Поэтому на такой модели нецелесообразно применять усложненную систему радиоуправления. Например, пятиканальная аппаратура с последовательной передачей команд «Вперед», «Стоп», «Назад», «Налево»Р

«Направо» обеспечивает хорошую управляемость автомоделью на колесах. При некотором усложнении бортовой - автоматики возможно применение аппара­туры с четырьмя и даже с тремя каналами. Правда, иногда необходима мно­гоканальная аппаратура, обеспечивающая одновременную передачу двух команд, или аппаратура с одним каналом пропорционального управления ру­левым механизмом и несколькими каналами для разовых команд. Для управ­ления автомоделями с двигателями внутреннего сгорания применяют системы с двумя каналами пропорционального управления.

Наиболее сложные и жесткие технические требования предъявляют к ап­паратуре радиоуправления пилотажными моделями.


Эти модели способны взлетать, набирать высоту, выполнять комплекс сложнейших фигур высшего пи­лотажа и совершать посадку. Находящаяся на модели бортовая аппаратура командной радиолинии управляет рулями высоты и поворота, элеронами, трим­мерами руля высоты, частотой вращения вала двигателя и включением тор­моза. Управление полетом требует от моделиста большого мастерства.

Приобретение навыков пилотирования моделей идет, как обычно — от про­стого к сложному. Для простых моделей требуется менее сложная аппара­тура. Так, например, для радиоуправляемой авиамодели с управлением ру­лем поворота и частотой вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания вполне достаточно трехкомандной аппаратуры дискретного управ­ления. Среди радиоуправляемых авиамоделей в отдельные группы выделяют пилотажные модели, модели-копии самолетов, модели самолетов с посадкой в круг, модели планеров и модели-копии планеров. Для моделистов, пилоти­рующих сложные многофункциональные модели, нужна многоканальная аппа­ратура с пропорциональным управлением, легкая и компактная, экономичная по электропитанию, надежная в работе и удобная в эксплуатации.



Рис. 4. Временные диаграммы, поясняющие метод формирова­ния плавноизменяемой коман­ды:

а — напряжение »а выходе ко-мандодатчика; б — поднесущие частоты; в — излучаемый сигнал

Максимально допустимая мощность передатчика — 1 Вт. Рулевые машинки должны иметь продольные тяги или поворотные рычаги. Время движения ры­чага из нейтрали в крайнее положение и время возврата должно быть в пределах от 0,2 до 0,4 с. Усилие на рычаге рулевой машинки должно быть не менее 400 г.

Предмет особого внимания радиоконструкторов, разрабатывающих и мо­дернизирующих аппаратуру радиоуправления моделями, — многоканальные ра­диолинии с пропорциональным управлением исполнительными механизмами, В этих системах перемещение тяги или отклонение поворотного рычага руле­вой машинки модели пропорционально перемещению или наклону управляю­щего рычага передатчика радиопередающего устройства.



Существует ряд способов преобразования механического отклонения уп-.. равляющего рычага командодатчика в электрические сигналы, которые будут зашифрованы и переданы командной радиолинией, приняты и расшифрованы на борту модели и снова преобразованы в соответствующее механическое от­клонение рычага рулевой машинки.

По своему характеру команды управления могут быть подразделены на разовые (однократные и многократные) и непрерывные (плавно изменяющиеся). Непрерывные команды могут быть знакопеременными, т. е. такими, когда на­ряду с изменением амплитуды сигнала команды может смениться его знак с переходом через нуль. Это команды управления рулями, когда их нужно плавно поворачивать влево и вправо (или вверх и вниз) относительно нейтрального (нулевого) положения. Существует по­нятие коэффициента плавно изменяемой команды Kk, который является величиной относительной:

Кк = К/Кмакс,

где K — длительность передаваемой команды; Kмакс — наибольшая возможная длительность пе­редаваемой команды.

Широкое применение для передачи плавно из­меняемых команд получил метод временных соот­ношений длительности посылки и паузы или дли­тельностей двух биполярных импульсов за время постоянного периода при непрерывной передаче с постоянной частотой повторения [Этот метод раньше имел не вполне удачное наименование «разноплечевого меандра». Меандр, как известно, — это напряжение прямоугольной формы с по­стоянной скважностью, равной 2. — Прим. ред.]. Принцип реа­лизации этого метода в командной радиолинии иллюстрируется рис. 4. Импульсы на выходе ко-мандодатчика имеют постоянный период повторе­ния. На выходе командодатчика осуществляется широтно-импульсная модуляция (ШИМ). Коман­да определяется соотношением длительностей T1 и T2:



Импульсы с командодатчика преобразуются в шифраторе в частотно-мани-пулируемую поднесущую (ШИМ-ЧМн), показанную на рис. 4,6.

На рис. 4,в изображен вид излучаемого передатчиком сигнала (ШИМ — ЧМн — AM). Приемник выделяет импульсы длительностью ti и т2.


Временное соотношение этих импульсов преобразуется в напряжение или ток для управ­ления исполнительным механизмом.



Рис. 5. Структура импульсной последо­вательности в каналах с временным уп­лотнением

В основу принципа построения большинства известных многоканальных командных радиолиний с пропорциональным управлением заложен метод вре­менного разделения команд. Однако известны методы построения командных радиолиний с одновременной передачей сигналов пропорционального управления по двум каналам. В радиолиниях для управления моделями такой метод одно­временной двухканальной передачи плавно изменяемых команд применяют весь­ма редко. Однако если быстро чередовать каналы, то команды будут обработа­ны как передаваемые одновременно. Такое чередование обеспечивает простой электронный .коммутатор. В радиолиниях с тональными методами передачи команд нет необходимости в синхронизации, так как каналы разделяются низко­частотными фильтрами.




Содержание раздела