РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ТЕЛЕМЕХАНИКА

         

Соревнования проводят на двух разных


Соревнования проводят на двух разных трассах поочередно. За рубежом практикуют соревнования скоростных радиоуправляемых автомоделей с двигате­лями внутреннего сгорания. Модели представляют собой копии гоночных авто­мобилей, а сами соревнования напоминают шоссейные гонки в миниатюре. В каждом заезде участвует не менее трех автомоделей.



Рис. 13. Конструкция шасси радиоуправляемой модели класса «Формула-1»:

1 — ось левого колеса; 2 — плечо рулевой трапеции; 3 — осевой подшипник; 4 — тормоз; 5 — одшипник промежуточной оси; 6 — сцепление

В Советском Союзе такие соревнования также завоевывают все большую популярность. Модели, участвующие в скоростных соревнованиях, представля­ют копии (в масштабе 1 : 8) существующих гоночных автомобилей формулы Ф-1 (колеса открыты) или Ф-2 (колеса закрыты). На моделях установлены двига­тели внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндра до 3,5 см3. Модель дол­жна быть ярко окрашена. На кузов наносят не менее трех номерных знаков. Кроме того, модели с открытым салоном должны иметь макет водителя с сег­ментом руля. Двигатель снабжают глушителем шума. Стартуют одновременно четыре — шесть моделей. Если во время гонок модель переворачивается, оста­навливается или происходит поломка, механик имеет право устранить неполадку и модель продолжает гонку. Для соревнований радиоуправляемых скоростных моделей наиболее удобна площадка размером 80X60 м (можно и меньше). Схема одной из трасс доказана на рис. 12. Обозначают трассу ярко раскрашенны­ми пустотелыми пластмассовыми цилиндрами диаметром 20 см.

Продолжительность заезда от 5 до 30 мин. На моделях устанавливают про­порциональную радиоаппаратуру со сменными кварцами. Моделистам, присту­пающим к изготовлению гоночных моделей, напомним, что гоночная радиоуправ­ляемая модель с двигателем внутреннего сгорания и хорошо проработанной кон­струкцией всех агрегатов описана Е. М. Гусевым и М. С. Осиновым в книге «Пособие для автомоделистов», выпущенной издательством ДОСААФ в 1980 г.



Радиоуправляемая модель гоночного автомобиля не должна быть крупнее 1/8 от прототипа, причем копируют только внешний вид. Максимальная шири­на ее 26,5 см. На модели устанавливают двигатель внутреннего сгорания с объ­емом цилиндра до 3,5 см3. Сцепление и тормоз должны обеспечивать удержа­ние модели на линии старта. Гонки, в которых одновременно участвуют несколь­ко моделей, проводят в несколько этапов. Обычно моделисты используют двух-канальную пропорциональную аппаратуру для управления поворотом ведомых колес и работой двигателя. Аппаратура каждой модели настроена на свою ча­стоту, чтобы не было взаимных помех.

На рис. 13 показано шасси английской радиоуправляемой модели фир­не «Челленджер». Основная особенность этой модели — применение зубча­того приводного ремня от вала двигателя к промежуточному шкиву, связан-вому с автоматическим сцеплением. Оно включается, как только вал двигателя, разгоняясь, достигнет половины номинальной частоты вращения. Ременная передача изолирует сцепление от вредного воздействия вибрации, идущей от дви­гателя и маховика; на задней промежуточной оси, связанной со сцеплением, уа-тановлен тормозной барабан, к которому прижат тормоз. Ведущая ось — сталь­ная, диаметром 9,5 мм. На ее концах имеется резьба для крепления ведущих колес. Поворотная цапфа рулевой трапеции изготовлена из дюралюминия в снабжена двумя отверстиями. Одно из них сквозное — сквозь него проходит поворотный рычаг; в другом — резьба для ввинчивания осевого колесного винта. Цапфа подпружинена двумя цилиндрическими пружинами, надетыми на пово­ротный рычаг. Для крепления рулевых цапф служат дюралюминиевые профили­рованные кронштейны, привинченные к плоской дюралюминиевой раме с отог­нутыми бортами.



Рис. 14. Ходовая часть модели легкового автомобиля:

1 — ведомое колесо; 2 — шестерня редуктора рулевой машинки; 3 — электродвигатель руле­вой машинки; 4 — рама; 5 — ведущее колесо; 6 — плата с запрессованным подшипником: 7 — вадний бампер; 8 — ходовой электродвигатель с редуктором; 9 — дифференциал; 10 — отс« питания; 11 — приемник; 12, 16 — конечные микровыключатели рулевого механизма; 13 — но-воротный рычаг; 14 — поперечная тяга рулевой трапеции; 15 — сектор поворотной шестерит рулевой машинки; 17 — червячная шестерня редуктора; 18 — ось червячной шестерни; 19 — передний бампер; 20 — поворотная цапфа с полуосью



Двигатель запускают рывковым шнуром, пропускаемым через канавку яа-ховика. Одна из рулевых машинок аппаратуры управления посредством тяги регулирует количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгора­ния двигателя, поворачивает дроссельную заслонку в карбюраторе, меняя тем самым частоту вращения вала двигателя. При переходе двигателя на малую частоту вращения вала сцепление выключается и одновременно включается тор­мозной механизм — модель останавливается без наката. Более четкий переход на режим торможения обеспечивает одновременное перекрытие выпускного от­верстия двигателя. На цилиндре двигателя крепят теплообменник.

Поворотами модели управляет другая рулевая машинка. С ней связана тягa, поворачивающая рулевой рычаг, который, в свою очередь, через пружины по­ворачивает всю рулевую трапецию. Электронную аппаратуру размещают в сред­ней части модели, в футлярах, предохраняющих ее от пыли, брызг горючего и масла. Кузов модели изготавливают из ударопрочной пластмассы, покрышки — яз резины; материал дисков колес — пластмасса.

Радиоуправляемые модели для соревнований по прохождению фигурной трассы, как правило, оборудуют электродвигателями и малогабаритной- аккуму­ляторной батареей. Длр них не существует ограничения по массе, но длина и должна превышать 50 см. Обязательное условие — соблюдение внешнего сходства с автомобилем-прототипом и по возможности соблюдение подобия в конструкции ходовой части. Изготовление такой модели под силу лишь опытным моделистам. Начинающим же любителям телемеханики следует начинать с мо­делей, имеющих упрощенную конструкцию ходовой части, например,, такую, ко­торая показана на рис. 14.




Содержание раздела