Радиолюбителю-конструктору. Практические схемы

         

в мокрых пеленках может ему


4.11. Датчик «мокрые пеленки»
Сколько-нибудь продолжительное пребывание малыша в мокрых пеленках может ему лишь повредить: опрелости, другие повреждения кожи при этом почти неизбежны. Однако далеко не каждый малыш оповещает своих родителей о случившемся. Так что...
Принципиальная схема прибора приведена на рис. Ill, а. Здесь Э - собственно датчик - два перфорированных металлических электрода размером 15х40 мм (рис. Ill, б), разделенные несколькими слоями сухой марли и скрепленные резиновым кольцом. Электроды связывают с размещенной поблизости электронной частью прибора витой парой или тонким экранированным проводом.


Рис. 111. Датчик «мокрые пепенки»
Входной каскад устройства выполнен на транзисторе VT1. Транзистор закрыт и напряжение на его коллекторе близко к нулю, если межэлектродное сопротивление R превышает пороговое Rпор@60(Uп-1), где R- в килоомах, Uп - в вольтах. Транзистор VT1 переходит в режим насыщения и напряжение на его коллекторе становится близким к +Uп при Rэ < Rпор.
На микросхеме DD1 собран звуковой генератор тревожного звучания. Он остается в невозбужденном состоянии, если транзистор VT1 закрыт, и возбуждается, формируя тревожный акустический сигнал, если VT1 открыт.
В какую часть запеленутого младенца следует «вмонтировать» электроды, решат родители. Важно лишь проследить за тем, чтобы подходящие к ним проводники были размещены от него в стороне и так, чтобы ни при каких обстоятельствах он не мог в них запутаться. При каких-либо сомнениях на этот счет это соединение делают легко обрывающимся, например, проводом ПЭВ-2 0,1.
Конструкция электродов может быть, конечно, и другой. Важно лишь, чтобы они были безопасны для ребенка, имели достаточную площадь (это выясняют в прямом эксперименте) и допускали стерилизацию.
Источником питания прибора может служить любая гальваническая батарея напряжением 9...6 В. Ток, потребляемый им в дежурном режиме, не превышает нескольких микроампер, в режиме тревогименее 3 мА...

Содержание раздела