ПРОСТОИ КОМПРЕССОР ВХОДНОГО УСТРОЙСТВА ЦМП
Подавляющему большинству любительских ЦМП свойственно утомляющее мигание в такт с музыкой.
Рис. 68. Простые схемы компрессоров:
а — для включения во входную цепь; б — с электронно-световой обратной связью; в — эскиз блока оптронов
Причиной описанного явления является резкая нелинейность зависимости световой отдачи ламп накаливания от напряжения питания. Как известно, динамический диапазон усредненной музыкальной программы составляет примерно 45 дБ, в то время как интервал рабочих напряжений ламп накаливания не превышает 5 — 10 дБ.
Для устранения этого неприятного явления применяются различные методы (фоновая подсветка, подается начальное напряжение на лампы и т. д.), однако полного эффекта они не дают. По мнению специалистов, лучшие результаты получаются при использовании компрессоров — устройств, сжимающих динамический диапазон низкочастотного сигнала.
Рассмотрим две схемы простых компрессоров для ЦМП (см. рис. 67). Первая схема, приведенная на рис. 68, а, предложена А. Манукяном и представляет собой автоматический регулятор усиления (АРУ), оформленный в виде оптрона. Лампу накаливания Л подключают к выходу мощного усилителя НЧ. Чем больше напряжение входного сигнала, тем ярче светится лампа Л и тем меньше сопротивление фоторезистора R$ (СФ2-5, СФ2-2 и другие). Это приводит к уменьшению коэффициента передачи компрессора. Поскольку лампа Л оптрона подключена к выходу усилителя НЧ, он должен обладать достаточной выходной мощностью. Выход компрессора соединяют со входом ЦМП через согласующий усилитель.
Рассмотрим схему компрессора с электронно-световой обратной связью, предложенную В. Униат. Он включается в каждый из каналов ЦМП (см. рис. 67), на рис. 68, б показана часть схемы этой приставки — канал высших частот с таким компрессором. Элементы компрессора показаны на схеме утолщенными линиями.
Устройство представляет собой самодельный оптрон (рис. 68, в). Он состоит из коробки 1, разделенной на три светонепроницаемых секции (по числу каналов).
В каждой секции установлены лампа 2 (Л0) и фотодиод 3. Глу бина коробки 35 мм. Расстояние между лампой 2 и фотодиодом 3 нужно подобрать опытным путем, так как оно зависит от чувствительности фотодиода и мощности Ло. Кроме фотодиода ФД-2, указанного на схеме рис. 68, б, можно использовать и другие фотодиоды либо самодель-ные фототранзисторы, изготовление которых описано в статье А. Вдовкина «Автоматический светопеленгатор» («Радио», 1973, № 10, с. 50). Лампа Л0 должна иметь возможно меньшую тепловую инерцию. Мощность Л0 (всего в компрессоре таких ламп и фотодиодов по три штуки) не должна превышать нескольких ватт.
Работает компрессор следующим образом. Лампа Л0 оптрона подключается в цепь осветительных ламп на выходе ЦМП, например параллельно лампам Л1, Л2. Если требуется, последовательно с лампой Л0 включают гасящее сопротивление. При больших уровнях сигнала свечение лампы Л0 будет максимальным. В результате сопротивление фотодиода Д уменьшится, управляющее напряжение на базе транзистора 77 упадет и, следовательно, ограничится максимальная яркость свечения ламп на выходе канала при больших уровнях сигнала НЧ.
СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ УЗЕЛ ДЛЯ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИСТАВОК
В большинстве любительских цветомузыкальных устройств нагрузкой выходных каскадов в усилителях каналов являются лампы накаливания. Подобным устройствам присущи два основных недостатка. Во-первых, для достижения достаточной яркости свечения экрана требуется значительная выходная мощность усилителя в каждом канале устройства. Во-вторых, насыщенный неискаженный цвет свечения экрана может быть получен при номинальном напряжении накала ламп, в то время как напряжение накала ламп меняется в таких устройствах от нуля до номинального значения.
Рис. 69. Светоизлучающий узел:
а — расположение основных узлов в футляре приставки; б — устройство узла привода шторки
Радиолюбителем А. Капицыным [9] предложен свето-излучатель, исключающий указанные недостатки цветомузыкальных приставок.
Светоизлучатель размещен в одном корпусе с электронным блоком и экраном. Схема расположения основных узлов и светоизлучателя в корпусе цветомузыкального устройства приведена на рис. 69, а. Здесь 1 — корпус; 2 — электронный блок; 3 — осветительные лампы мощностью 25 — 40 Вт (на каждый канал); 4 — отражатели; 5 — светофильтры соответствующего цвета; 6 — полупрозрачный экран, являющийся частью лицевой панели устройства; 7 — непрозрачная шторка; 8 — светонепроницаемая перегородка. ЛамЪы накаливания 3 подключены здесь к номинальному напряжению сети и работают с постоянным полным накалом. Световой поток ламп 3, проходя через отверстия в светонепроницаемой перегородке 8, закрытые светофильтрами 5, поступает на экран 6. В устройстве для каждой лампы предусмотрены непрозрачные шторки 7, которые могут поворачиваться и тем самым частично либо полностью перекрывать поток света,,падающий на экран приставки.
Конструктивное исполнение узла привода шторки показано на рис. 69, б. Шторка 7 вращается вокруг оси 2 вместе с коромыслом 3, на котором установлены магнитный якорь 4 и противовес 5. При протекании тока по катушке 6 якорь 4 втягивается, поворачивая коромысло вместе со шторкой. Усилие, развиваемое якорем, компенсируется спиральной пружиной 1. Таким образом, чем больше сила тока, протекающего через катушку 6, тем на больший угол отклонится шторка 7 и тем большее количество света попадет на экран. Ход коромысла ограничен упорами (на рис. 69, б не показаны).
Конструкция катушки 6 определяется размерами и формой используемого магнита-якоря 4. При включении в коллекторную цепь транзистора выходного каскада усилителя такая катушка должна содержать 500 — 600 витков провода ПЭВ-2 0,15 — 0,2; при этом напряжение источника коллекторного питания устройства должно быть равным примерно 12 — 16 В. Шторку 7 можно изготовить из алюминиевой фольги или плотной светонепроницаемой бумаги. Жесткость пружины 1 подбирают при налаживании светоизлучателя.
Подобную систему управления яркостью можно использовать в любой приставке, выполненной по принци-пиальным схемам рис. 62, 63. С этой целью вместо ламп в коллекторую цепь каждого выходного каскада вклю-чают катушки 6. Количество узлов привода шторки должно равняться числу каналов в устройстве, а гирлянды ламп целесообразно заменить одной лампой, питающейся от сети переменного тока. Мощность ламп зависит от того, насколько эффективно решен вопрос отвода тепла из отсека, где они установлены.
Автор устройства предлагает для улучшения восприятия цветомузыкальных программ использовать наборы светофильтров, периодически сменяющихся в процессе воспроизведения. Эти фильтры можно укрепить на диске, вращающемся с определенной скоростью. При такой конструкции светофильтров на экране воспроизводится более разнообразная и динамическая в цветовом отношении картина.
При повторении такой приставки, радиолюбителям предстоит решить ряд интересных вопросов, связанных с выбором оптимальных размеров деталей регулировки шторки (автор устройства их не приводит), числом ламп и их размещением. Кроме того, возможны другие, более рациональные решения конструктивного исполнения узла регулировки светового потока. В частности, некоторые радиолюбители с целью регулировки светового потока используют узлы измерительных приборов магнитоэлектрической системы, у которых вместо стрелки укреплены легкие флажки из алюминиевой фольги.
Решение этих вопросов открывает перед радиолюбителями широкие возможности для экспериментирования.