Расположение осветительных ламп за экраном из ячеистого оргстекла
Неплохие результаты можно получить, если заменить дефицитные цилиндрические трубки или стержни на прямоугольные,,нарезанные из обычного оконного стекла толщиной 3 мм и шириной около 8 мм. Их укладывают один на другой в один ряд так, чтобы поток света ламп входил в стержни (пластинки) со стороны одного среза, а выходил со стороны другого. Из-за того, что срез стекла имеет множество хаотично ориентированных неровностей, рассеивание света получается очень хорошим, а потери яркости — относительно небольшими.
Изготовляют стержни посредством стеклореза, который оснащают ограничителем, позволяющим без предварительной разметки отрезать полоски одинаковой ширины.
Чтобы предотвратить взаимное смещение стержней, с внутренней стороны основания экрана (рамы), куда они вставляются, следует предусмотреть специальные пазы, по ширине соответствующие толщине стекла. Подобные экраны могут быть выполнены различных размеров и использоваться как с мощными, так и маломощными лампами накаливания, расположенными сзади экрана.
Экраны можно изготовить также и из двух листов прозрачного оргстекла толщиной 4 мм. Оба листа необходимо жестко зафиксировать в обойме с расстоянием между ними 10 — 20 мм. Зазор между листами заполняют мелкими осколками витринного или автомобильного стекла. Изготовленный таким образом экран имеет хороший внешний вид и обеспечивает искристое цветное свечение.
Подобный экран площадью 440X1 Х250 мм был изготовлен В. Козловым. В качестве осветительных приборов в этом устройстве автор применил 6 ламп накаливания мощностью по 100 Вт (по две .лампы в каждом канале) и две лампы фиолетового цвета, предназначенные для фоновой подсветки. Эти лампы мощностью по 40 Вт горят постоянно.
Широкое распространение в цве-томузыкальных приставках получили плоские экраны, изготовленные из различных материалов. Например, экран размером 200X Х200 мм, являющийся передней стенкой корпуса приставки, А. Афонский изготовил из ячеистого органического стекла.
Каждая из ячеек представляет собой вершину куба с длиной ребра 4 мм. Всего в этой приставке использовано 16 ламп: по 4 в каждом канале устройства и 4 лампы желтого цвета в канале фоновой подсветки, включающиеся при отсутствии сигнала в канале средних частот.
Лампы расположены за экраном в четыре ряда. Их расположение и расцветка показаны на рис. 71, где буквы к, с, ж, з обозначают окраску ламп в красный, синий, желтый и зеленый цвета соответственно. Расстояние между лампами и экраном должно быть несколько большим расстояния между лампочками в ряду. Тогда световые потоки соседних ламп создадут на экране цветовые пятна, смыкающиеся и накладывающиеся друг на друга. Для увеличения светоотдачи футляр изнутри оклеен белой бумагой. В качестве осветительных приборов автор использовал лампы МН-3 (2,5 В, 0,5 мА).
При отсутствии профилированного органического стекла А. Гудым предлагает экраны цветомузыкальных приставок изготавливать из плоского оргстекла методом сверления его поверхности. Для этого экрана необходимы лист органического стекла толщиной 4 — 5 мм по размеру экрана, сверло диаметром 5,5 мм и растворитель оргстекла.
Рис. 72. Разметка оргстекла при изготовлении экрана:
а — для сверления в нечетных рядах; б — для сверления в четных рядах
Перед сверлением лист следует тщательно разметить, как показано на рис. 72, а, разделив его на квадраты со стороной 5 мм. Линии разметки с одной стороны нумеруют цифрами. До начала сверления рабочую кромку конуса сверла следует тщательно отшлифовать шкуркой и затем отполировать пастой ГОИ. При сверлении выполняют глухие отверстия, глубина которых должна быть такой, чтобы в обрабатываемую поверхность утапливался только конус сверла. Вначале насверливают отверстия в точках пересечения нечетных разметочных линий, а затем, сделав дополнительную разметку, как показано на рис. 72, б, — в точках пересечения четных линий. Рассверленную поверхность при помощи пульверизатора покрывают растворителем оргстекла, после испарения которого поверхность экрана становится чистой, прозрачной и не уступает поверхности профилированного стекла или оргстекла заводского изготовления.
Рис. 73. Вариант конструктивного оформления выносного плоского экрана:
а — устройство; б — общий вид
На рис. 73 приведен эскиз выносного плоского экрана, конструкция которого предложена В. Ивановым. Такой экран можно ставить на стол или укреплять на стене. Собственно экран представляет собой лист оргстекла 1 молочного или матового цвета. К нему крепится металлическая рамка 2 с установленными на ней осветительными приборами — лампами 3. Лампы окрашены в цвета, соответствующие каналам усиления низших, средних и верхних частот. Чтобы экран равномерно освещался лампами каждого из каналов, они установлены в определенной последовательности, например красная, зеленая, синяя, красная, зеленая и т. д. Экран с рамкой и лампами закрывают кожухом 4. Если экран предполагается укреплять на стене на задней стенке кожуха делают фигурные прорези для крючков.
Для лучшего отражения света ламп на экран, внутренняя поверхность кожуха оклеивается фольгой. Соединение такого экрана с электронным блоком производится кабелем.
Отметим, что в тех случаях когда мощность осветительных приборов превышает 15 Вт и более, кожух такой конструкции следует изготовлять из негорючего листового материала толщиной 1 — 1,5 мм и предусмотреть в нем вентиляционные каналы или отверстия. Выполнены они должны быть таким образом, чтобы свет от ламп не проникал наружу помимо экрана. Размеры подобного экрана зависят от суммарной мощности используемых осветительных приборов.
На рис. 74 приведен эскиз конструкции цветомузы-кальной приставки, в которой электронный блок и экран смонтированы в общем корпусе. Подобная приставка на три канала выполнена Н. Зыковым. В ней используется 18 ламп на напряжение 26 В и ток 0,15 А. Общая мощность осветительных приборов около 70 Вт. Внутри корпуса, помимо монтажных плат на отдельные каналы, расположены силовой трансформатор Тр и переменные резисторы Rl — R3 регулировки яркости в каждом канале.
Ручки регулировки яркостью выведены наружу. Всего в приставке 10 транзисторов.
Рис. 74. Эскиз конструкции ЦМП (экран и электронный блок расположены в общем корпусе)
Плоский прямоугольный экран размером 335-Х550 мм выполнен из молочного стекла. Боковые стенки корпуса, изготовленные из фанеры толщиной 8 — 10 мм, соединены с крышкой и днищем металлическими уголками (крышка и дно — из металлического листа толщиной 1,2 мм). Для крепления экрана на боковых стенках следует сделать пазы глубиной 5 — б мм. Конструкция днища такая же, как крышки, однако передняя кромка днища образует £ основанием угол, равный примерно 120°.
Отражатель сделан из фанеры толщиной 4 — 6 мм и имеет на расстоянии 20 мм от верхней и нижних кромок по девять отверстий для установки ламп накаливания. С лицевой стороны отражатель оклеивают мятой алюминиевой фольгой, на его задней стенке устанавливают монтажные платы и силовой трансформатор.
Заднюю крышку корпуса выполняют из фанеры толщиной 3 — 4 мм. Для лучшего охлаждения транзисторов в ней делают 15 — 25 отверстий диаметром 10 мм. На кромке днища устанавливают резисторы регулировки яркости.
При использовании в каждом канале ламп, мощность которых не превышает 200 Вт, экран можно оформить в металлическом корпусе размером 1500X1000X250 мм. Экраном служит матовое стекло размером 1500 X Х1000 мм являющееся передней стенкой корпуса. Для того чтобы экран был равномерно освещен, общая мощность источника света на выходе каждого канала должна быть сосредоточена не в одной, а в нескольких лампах меньшей мощности. Соединять эти лампы между собой можно последовательно или параллельно, в за-висимости от типа ламп.
Довольно часто при использовании, мощных источников света лампы устанавливаются в отдельные свето-излучатели — прожекторы со светофильтрами. Свет от прожекторов направляют на экран, в качестве которого в простейшем случае используют стандартный матовый киноэкран. Прожекторы отдельных каналов направляют на экран под углом 30 — 45°,
Иногда прожекторы устанавливают в разных концах комнаты, и свет от них направляют в середину потолка. При этом создается впечатление, что световой поток охватывает весь объем комнаты.
При изготовлении экранного устройства ЦМП с низковольтным питанием ламп удобно использовать автомобильные или мотоциклетные фары в сборе, разместив их в футляре экрана. Передней стенкой экрана будет светорассеиватель. Одним из возможных вариантов исполнения такого устройства — четыре фары устанавливаются в ряд в нижней части футляра, их направляют лампами вверх вдоль светорассеивателя экрана, вплотную к нему. Светорассеивателем служит лист полупрозрачного стекла или оргстекла молочного цвета. В каждую фару вставляют окрашенные лампы мощностью около 5 Вт (центральная расположена в фокусе отражателя) и 3 Вт (боковая). Боковые лампы желательно окрасить в цвета, контрастные по отношению к центральной. Нити центральных ламп ориентируют параллельно ребрам на стеклах-рассеивателях фар.
На задней вертикальной стенке футляра экрана укрепляют лампы цветового фона мощностью около 3 Вт, включая их так, чтобы они начинали светиться полным накалом при отсутствии сигнала в одном из каналов ЦМП. Стенки футляра изнутри оклеены мятой фольгой. Размеры футляра 600X400X200 мм. Если нет возможности окрасить лампы, можно использовать пластинчатые светофильтры, вложив их под стекла-рассеиватели фар. Поворачивая фары вокруг вертикальных осей, на экране получают различные цветовые композиции веерообразно расходящихся лучей. Такое экранное устройство было предложено Д. Заулковым.
Многие радиолюбители, увлекающиеся цветомузыкой, вместо плоских экранов для наблюдения цветового сопровождения используют экраны, выполненные в виде кристаллов, призм, светильников и т. д.
Радиолюбители А. Михненко, А. Абрамов и другие оформили экран в виде многогранного ассиметричного прозрачного кристалла- (см. рис. 75, а), внутренняя поверхность которого оклеена с помощью цапонлака кристалликами битого закаленного стекла.
Внутри кри сталла расположены лампы накаливания, включенные в соответствующие каналы электронного блока приставки. Последний смонтирован в журнальном столике, на котором устанавливается экран.
Рис. 75. Внешний вид различных экранов:
а, б — с применением оргстекла и битого станилита; в — из прозрачного оргстекла
На рис. 75, б приведен внешний вид экрана, изготовленного Н. Вережниковым по той же технологии. Этот экран оформлен автором в виде цифры «100» в честь столетия со дня рождения В. И. Ленина. На рис. 75, в приведен ббщий вид экрана цветомузыкальной приставки А. Дзятловского. Экран, выполненный из прозрачного оргстекла, имитирует костер. Малогабаритные лампочки, окрашенные в различные цвета, смонтированы в основании «костра», под возвышающимися кристаллами, имитирующими пламя.
Как уже указывалось, некоторые радиолюбители оформляют экраны в виде декоративных настольных ламп или ночных светильников. Конструкция такого экрана, которую Ф. Бершадский назвал цветомузыкаль-ным светильником, приведена на рис. 76. Конструктивно экран выполнен следующим образом. На металлическую трубу 1 плотно насажена изоляционная втулка 2, на которую крепят металлические диски 3 с патронами 4 цветных ламп 5. Диски с патронами можно вращать и перемещать по трубе 1 в небольших пределах с целью выбора оптимального положения светоизлучающего узла.
Число узлов по вертикали обычно делают равным числу каналов.
Провода от лампочек, свитые в шнур 6, пропущены внутри трубы. Снизу на трубе 1 укреплена нижняя Обойма 7 плафона. Вся конструкция установлена на массивной подставке 8. Для трехканальной цве-томузыкальной приставки автор использовал 3 светоизлучающих узла, каждый из которых содержит 6 ламп на напряжение 13,5 В и ток 0,16 А.
Светорассеиватель диаметром 100 мм и высотой 380 мм склеен из двух цилиндрических плафонов, прессованных из гранулированного полистирола. Подобные плафоны можно приобрести в магазинах электротоваров.
Лампы цветомузыкального светильника, окрашенные в цвета, выбранные для каждого частотного канала, можно установить либо в одном из трех узлов, либо распределить их по всем трем узлам, расположенным по вертикали.