Приставки к радиоприемным устройствам


Схема двухдиапазонного конвертера для автомобильного приемника


Влияние вибраций автомобиля устранено здесь тем, что в преобразователе частоты конвертера в качестве ко­лебательного контура использован кварцевый резонатор Пэ1. При использовании кварцевого резонатора на часто­ту 10,7 МГц такой конвертер, совместно с средневолно­вым приемником обеспечивает прием KB программ в диа­пазонах 25 м (11,7-12,095 МГц) и 31 м (9,5-9,84 МГц). И хотя кварцевые резонаторы дефицитны, радиолюбите­лям целесообразно ознакомиться с подобной конструкци­ей конвертера.

Рис. 29. Образование промежу­точных частот:

а — в диапазоне 25 м, б — в диапа­зоне 31 м

Как видно из принципиальной схемы, входной контур конвертера образован катушкой индуктивности L1 и од­ним из конденсаторов С2 или СЗ и связан с антенной че­рез конденсатор С1. В зарубежном журнале, где была опубликована эта схема, автор рекомендовал включить во входной контур конденсатор переменной емкости 5 — 220 пФ. Однако при использовании конвертера в автомашине «Москвич» с кар­манными двухдиапазон-ными приемниками более удобным оказалось при­менение двух постоянных конденса-горов, с помощью которых контур настра­ивается на середину со­ответствующего диапазо­на.

Преобразователь ча­стоты конвертера выпол­нен по совмещенной схеме на транзисторе Т1. Режим работы транзистора обе­спечен резисторами R1R3. Нагрузкой коллектор­ной цепи транзистора по промежуточной частоте является дроссель Др1. Напря­жение промежуточной частоты (точнее — спектра про­межуточных частот) поступает на вход приемника, работающего в СВ диапазоне.

Рассмотрим, как осуществляется прием программ в диапазоне 25 м, где гетеродин конвертера генерирует колебания, частота которых (10,7 МГц) меньше частоты принимаемых сигналов. Как следует из рис. 29, а, при приеме на краю диапазона сигнала с частотой fC1 = = 11,7 МГц промежуточная частота конвертера составит fm = l 1,7 — 10,7=1 МГц. Аналогично для сигнала с гранич­ной частотой 12,095 МГц fП2= 12,095-10,7 =1,395 МГц.


Начало  Назад  Вперед