ОХРАННОЕ УСТРОЙСТВО
Этот автомобильный сторож подает прерывистый звуковой сигнал тревоги немедленно — при открывании капота двигателя или крышки багажника и с задержкой в 10...15 с — при открывании любой из дверей, касании ее или наклоне кузова автомобиля. Сигнал тревоги подается около 30 с с частотой прерывания 3 Гц. Далее устройство устанавливается в ждущий режим по истечении 1 мин после его включения при условии, что автомобиль находился в состоянии покоя. При движении автомобиля сторож в ждущий режим не устанавливается и включение узла подачи тревожного сигнала возможно только от кнопок капота двигателя или багажника. При напряжении питания ниже 9 В устройство -блокирует включение звукового сигнала, исключая полную разрядку аккумуляторной батареи. Ток потребления в ждущем режиме около 0,5 мА.
Принципиальная схема охранного устройства показана на рис. 21, а. Оно содержит узел управления на транзисторе V9, мультивибратор на транзисторах V5, V10, усилитель тока на транзисторах V13, V14, узел защиты от разрядки батареи аккумуляторов на транзисторе VII и тринистор VI5.
Узел управления преобразует сигналы контактных датчиков в отрицательное напряжение, управляющее работой транзистора V9. Цепи датчиков (S1 — S3) в ждущем режиме, должны быть разомкнуты. После включения устройства тумблером S4 через резисторы Rl, R2 заряжается конденсатор С1 и через резисторы R5, R6 — конденсатор С4. При этом транзисторы V9, VII открыты, остальные и тринистор V15 закрыты. По истечении 1 мин конденсатор С1 зарядится до напряжения питания, после чего устройство переходит в ждущий режим.
При замыкании цепи датчика S1 или S2 плюсовой вывод конденсатора С1 соединяется с общим проводом и напряжение этого конденсатора через диод V2 заряжает конденсатор С2 и продолжает разряжаться через резистор R2. От конденсатора С2 через резистор R4 заряд перетекает к конденсатору СЗ. Через 10 — 15 с напряжение на конденсаторе СЗ достигает напряжения отсечки транзистора V9, и он закрывается. В этот момент вступает в работу мультивибратор, периодически открывая транзисторы V13, V14 и тринистор V15.
Для уменьшения разрядки аккумуляторной батареи цепью звукового сигнала В1 в стороже применен несимметричный мультивибратор (длительность паузы в несколько раз превышает длительность импульса). После разрядки конденсатора С2 через резистор R3 транзистор V9. открывается и мультивибратор выключается.
Рис. 21
При замыкании контактов датчика S3 напряжение с конденсатора С4 через диод V4 быстро заряжает конденсатор СЗ, включая мультивибратор. Конденсатор С4 при длительном замыкании контактов датчика. S3 разряжается через резистор R6. Конденсатор СЗ разряжается через диод V3 и резистор R3.
Если напряжение питания сторожа уменьшится до 9 В, ток в базовой цепи транзистора VII отсутствует и он закрывается. Напряжение к мультивибратору и узлу управления не поступает, и тринистор остается закрытым при срабатывании любого датчика. Это исключает полную разрядку аккумуляторной батареи.
Резистор R1.1 и конденсатор С5 служат фильтром помех, возникающих при включении звукового сигнала В1. Для быстрой установки устройства в исходное состояние после выключения тумблера S4 предусмотрена цепь разрядки конденсаторов С2, СЗ через резистор R13, коллекторный переход транзистора V14 и резистор R14.
В устройстве могут быть применены любые транзисторы из серий КТ315, КТ312 (V5, V10, V13), КТ361, КТ203 (Vll), KT608, КТ603 (VI4), КПЗОЗ (V9). Биполярные транзисторы должны иметь статический коэффициент передачи тока не менее 50. Диоды — любые кремниевые на прямой ток не менее 50 мА. Тринистор V15 следует выбрать на прямое напряжение не менее 200 В. Параллельно датчикам S2, S3 можно подключить любое число контактных групп. Датчики могут быть герконовыми с управлением небольшими магнитами. Датчик S1 — датчик наклона (крена) кузова. Один из вариантов конструкции этого датчика показан ра рис. 21, б. Установочная скоба 1 с прикрепленной к ней винтами пластинчатой пружиной 2 вместе с шаром основания 3 образуют шаровой шарнир датчика. Рабочая поверхность основания, по которому свободно катается стальной шарик 8, должна быть очень гладкой и иметь конусность с уклоном в 1° к центру.
К основанию прикреплен пластмассовый цилиндрический корпус 6. В него вложено металлическое кольцо 5, внутренний диаметр которого несколько больше диаметра основания. Кольцо имеет вывод в виде винта с гайками для фиксации провода 4 датчика. Корпус закрыт крышкой 7 из прозрачной пластмассы..После остановки автомобиля датчик поворачивают в шарнире так, чтобы шарик находился в центре основания. При наклоне кузова более чем на Г шарик перекатится к стенке корпуса и замкнет цепь датчика. Контакты датчика S2 замыкаются при открывании двери, S3 — при открывании крышки багажника или капота.
Налаживание устройства начинают с мультивибратора. Вместо звукового сигнала В) подключают лампу на номинальное напряжение 12 В. Отключив сток транзистора V9 и один из выводов конденсатора С6 (С7), измеряют напряжение на коллекторе транзисторов V5, V10 — оно не должно быть более 2 В. Если напряжение превышает указанное значение, необходимо либо подобрать резисторы R8, R9 с меньшим сопротивлением, либо выбрать транзисторы V5, V10 с большим статическим коэффициентом передачи тока. Напряжение на коллекторе транзисторов V13, V14 должно быть не более 1,5 В. При включении тумблера S4 должен открываться тринистор V15 и загораться лампа. Если этого не происходит, следует резистор R13 выбрать с меньшим сопротивлением или подобрать тринистор с меньшим током открывания.
После этого восстанавливают отключенные цепи и подбирают, если необходимо, резистор R3, определяющий длительность подачи сигнала при замыкании датчика S1 (S2). Длительность фаз работы мультивибратора измеряют секундомером по колебаниям стрелки вольтметра, подключенного к коллектору транзистора V14. Желаемое время вхождения устройства в ждущий режим после включения подбирают резистором R1. Задержку на срабатывание звукового сигнала после замыкания датчика S1 (S2) можно изменить подборкой сопротивления резистора R4. Устанавливать заданные временные выдержки подборкой емкости конденсаторов С1 — С4 нежелательно, так как их процессы зарядки — разрядки взаимозависимы.